|
[Главная страница] | [Предисловие] [Введение] [Глава I] [Глава II] [Глава III] [Глава IV] [Глава V] [Глава VI] |
[Глава VII] [Глава VIII] [Глава IX] [Глава X] [Глава XI] [Глава XII] [Глава XIII] [Глава XIV] |
ГЛАВА VII Несколько случаев из жизни Рамакришны, рассказанных им самим
|
|
Дни борьбы. |
Я долгое время практиковал
аскетизм и очень мало заботился о теле. Моё
стремление к Божественной Матери было так
велико, что я не мог ни есть, ни спать. Я
лежал на голой земле, положив голову на
камень, и громко взывал: «О, Мать! Почему ты
не приходишь ко мне?» И я не знаю, как
проходили дни и ночи. Всё время я был в
экстазе. Мои ученики казались мне моими
детьми и родными, и я видел их задолго до
того, как они пришли ко мне. И я обыкновенно
молился моей Матери, говоря: «О, Мать! Я
умираю за моих возлюбленных (бхакт). Приведи
же их ко мне, как можно скорее». |
Все желания исполнялись. |
И в то время, чего бы я ни желал, всё
случалось. Раз я захотел построить
небольшую хижину в панчавати 1
для размышления и поставить вокруг неё
изгородь. Вскоре же после этого я увидел
большую связку бамбуковых палок, верёвки и
даже нож — всё это принесённое течением
реки прямо к панчавати. Слуга храма,
увидевши эти вещи, с восторгом прибежал ко
мне рассказать о них. Там было даже ровно то
количество материала, какое требовалось
для небольшого шалаша и изгороди. Когда они
были построены, ничего не осталось, и все
изумлялись, видя это удивительное зрелище.
Когда я достиг состояния продолжительного экстаза, я прекратил все внешние формы поклонения Божеству. Я больше не мог исполнять их и я только молился моей Божественной Матери, говоря: «О, Мать! Кто теперь будет заботиться обо мне? У меня нет силы больше заботиться о себе. Я люблю слышать Твоё имя, кормить Твоих бхакт и помогать бедным. Кто сделает возможными для меня эти вещи? Пошли ко мне кого-нибудь, кто был бы способен делать это для меня». И как ответ на эту молитву, явился Матхур Бабу 2, который служил мне так долго и с такой горячею преданностью и верой. И другой раз я говорил моей Матери: «У меня никогда не будет моих собственных детей, но я хочу иметь вместо ребёнка чистого бхакту, который будет жить со мной всё время. Пошли мне такого». И тогда явился Ракхал (Брахмананда). Эти люди, близкие мне, мои собственные,
составляют часть моего истинного «Я». |
Посещение зоологического сада. |
II Обращаясь ко времени радостных просветлении, следовавших за его экстазами, Рамакришна сказал: — Какое состояние это было! Малейшая
причина вызывала во мне мысль о
Божественном идеале. Однажды я пошёл в
зоологический сад в Калькутте. И особенно
хотел видеть льва, но когда я увидел его, я
потерял всё чувственное сознание и перешёл
в состояние самадхи. Люди, бывшие со мной,
хотели показать мне других животных, но я
отвечал: «Раз я видел царя зверей, я уже
видел в нём всех остальных. Уведите меня
домой». Сила льва возбудила во мне сознание
всемогущества Божия и подняла меня выше
мира явлений. |
Божественность повсюду. |
На другой день я отправился на
плац-парад, чтобы видеть подъём воздушного
шара. Внезапно мой взгляд упал на мальчика-англичанина,
стоявшего, прислонившись к дереву.
Положение его тела почему-то напомнило мне
о Кришне, и передо мной встало видение
Кришны, и я перешёл в самадхи. Потом раз я
увидел женщину в голубом платье, стоявшую
тоже под деревом. Это была проститутка. Но,
когда я посмотрел на неё, передо мной
внезапно встал идеальный образ Ситы 3,
и я забыл о том, что это уличная женщина, и
видел перед собой только чистую
непорочную Ситу, приближавшуюся к Раме, к
воплощению Божества, и в течение долгого
времени я оставался неподвижным. Я
поклонялся всем женщинам представлявшим
собой в моих глазах Божественную Мать. Я
чувствовал Мать вселенной в каждой
женской фигуре.
Матхур Бабу, зять Расмани, пригласил меня однажды остановиться в его доме на несколько дней. В это время я так сильно чувствовал, что я служанка моей Божественной Матери, что я думал о себе, как о женщине. Женщины его дома имели те же самые чувства. Они не смотрели на меня, как на мужчину. Женщины чувствуют себя свободными перед молодой девушкой, и точно так же они чувствовали себя передо мной. Мой ум был выше сознания пола. Что за божественное состояние
это было! Я не мог есть здесь в храме. Я
ходил из одного места в другое, входил в
дома незнакомых людей, когда они уже поели,
и сидел тихонько, не говоря ни слова. Когда
меня спрашивали, я говорил: «Я хочу есть
здесь». И немедленно они приносили самое
лучшее, что было у них, и кормили меня. |
Посещение бедного брахмана. |
III Раз я услышал о бедном брахмане, который
был истинным подвижником и жил в маленькой
хижине в Багбазаре. Я захотел увидеть его и
попросил Матхура Бабу отвезти меня к нему.
Он согласился, сейчас же заказал большую
коляску и повёз меня туда. Хижина брахмана
была так мала, что он едва имел место, где бы
посадить нас, и онбыл очень удивлён, увидев,
что я приехал с таким богатым человеком и в
такой коляске. |
Посещение Девендранатха Тагора. |
В другой раз я хотел увидеть
Девендранатха Тагора 4.
Он был очень богатым человеком, но,
несмотря на своё колоссальное богатство,
он был предан Богу и всегда повторял Его
святое имя. По этой причине я желал узнать
его. Я заговорил о нём с Матхуром Бабу, он
отвечал: «Хорошо, Баба, я отвезу тебя к нему;
это мой школьный товарищ». И он привёз меня
к нему и познакомил с ним, говоря: «Вот
святой человек приехал, чтобы видеть тебя.
Он сходит с ума по Богу». Я увидел в
Девендре некоторое количество гордости и
самомнения. Это естественно для человека,
который имеет такое большое богатство,
также образование, известность и
общественное положение. И я сказал Матхуру
Бабу: «Скажи мне — что, гордость возникает
из мудрости или из невежества? Кто
достигает высшего знания Брахмана, не
может обладать гордостью или самомнением.
Он не может говорить о себе: я учёный, я
мудрый, я богатый и т. д.». В то время, как я
говорил с Девендранатхом Тагором, я
перешёл в то состояние, в котором я мог
видеть истинный характер каждого человека.
Когда я в этом состоянии, самые учёные
пандиты и философы являются мне, как
листочки травы. Когда я вижу, что у учёных
людей нет ни способности истинного
различения реального от нереального, ни
бесстрастия, то я чувствую, что они похожи
на солому; или что они похожи на коршунов,
которые парят высоко в небе, но умы которых
прикованы к падали, лежащей на земле. В
Девендре я нашёл и духовные знания и
мирские желания. У него было много детей и
некоторые из них были совсем маленькие. В
нашем разговоре участвовал
присутствовавший здесь доктор. Я сказал: «Имея
так много духовного знания, как можете вы
жить постоянно среди такого количества
мирских дел и забот? Вы похожи на раджу
Джанаку. Вы можете держать ваш ум на Боге,
оставаясь среди мирских удовольствий и
роскоши. Поэтому я и приехал, чтобы видеть
вас. Расскажите мне что-нибудь о
Божественном Существе». Тогда Девендра
прочёл несколько мест из Вед и сказал: «Этот
мир похож на большую люстру, и каждая джива
(индивидуальная душа) подобна отдельному
огню». Задолго до этого, когда я проводил
всё своё время за размышлениями в
панчавати, я приходил к тем же самым
заключениям и мыслил этими же самыми
образами и, когда я увидел, что слова
Девендры находятся в гармонии с моим
собственным опытом, я понял, что он должен
был достигнуть истинного знания. Я
попросил его объяснить мне его слова. Он
сказал: «Кто бы знал этот мир, если бы не
было человека? Бог создал человека, чтобы
проявить свою славу. Если бы люстра не
давала света, всё кругом было бы темно, и
самой люстры не было бы видно». После
долгого разговора Девендранатх Тагор
пригласил меня приехать на ежегодное
собрание по случаю дня открытия общества
Брахмо самадж. Я отвечал: «Да, если на это
будет воля Бога. Я иду туда, куда Он
посылает меня». |
Посещение Падмалочаны. |
IV Падмалочан был самым выдающимся учёным при дворе раджи Бардхамана. Он приехал в сад при храме в Дакшинешваре и я, имея желание увидеть его, послал Хридая, чтобы узнать, что он — гордый человек или нет. Узнав, что он совсем простой человек, абсолютно свободный от всякой учёной гордости, я пошёл к нему. Я узнал, что он разбивал в спорах всех учёных пандитов и теологов, и он был на самом деле очень учёный человек и истинный джняни. Он рассказал мне, что раз при дворе раджи поднялся теологический спор относительно индусской Троицы, — именно о том, что Брахма, первое лицо Троицы, выше или не выше третьего лица — Шивы. Пандиты обратились к нему за окончательным решением и Падмалочан отвечал: «Я не видал ни Брахмы, ни Шивы. Как могу я
разрешить ваш спор». Он хотел, чтобы я
пропел ему хвалу Божественной Матери. У
меня был длинный разговор с ним. В конце
этого разговора он стал говорить со мной с
большою любовью, выражал преданность мне и
говорил, что никогда не был так счастлив. И
он относился ко мне с большим почтением,
хотя я плакал о моей Божественной Матери,
как ребёнок. |
Отвращение к мирским разговорам. |
V Ничто, кроме разговоров о Боге, не
нравилось мне в это время. Если я слышал
мирской разговор, я садился в угол и начинал
горько плакать. Когда я поехал с Матхуром
Бабу в Бенарес, я сидел раз у него в гостиной.
Пришли несколько его друзей и начали
разговаривать о своих делах. Один говорит: «Я
столько-то получил», другой говорит: «Я
столько-то потерял». Слыша это, я залился
слезами и начал громко кричать: «О, Мать!
Зачем ты привела меня сюда? Мне было гораздо
лучше в храме. Что же это — я приехал в
святой город только для того, чтобы слышать
о роскоши и о золоте? Там, в храме, я не
слышал никогда таких разговоров». |
Стремление слышать о Верховном Существе. |
В то время я был похож на
маленького мальчика, и Матхур Бабу
исполнял все желания, поднимавшиеся у меня
в уме. Но моё сердце и душа постоянно
желали слышать что-нибудь о Всевышнем, и я
искал таких мест, где проповедовалось и
объяснялось Священное Писание. По
соседству жил один брахман, который был
известным пандитом и в то же время истинно
религиозным человеком. Я часто ходил
слушать его. На берегу Ганги, неподалёку,
жил один святой, и я хотел пойти к нему с
этим брахманом. Но священник в нашем храме,
смотревший на жизнь, как на сон,
разочаровал меня, говоря: «Тело святого —
это сосуд из глины. Какую пользу можно
получить от посещения такой клетки?» Я
рассказал об этом брахману, и он ответил: «Кто
думает о Боге, кто повторяет Его святое имя
и кто для Бога отказывается от всего
земного, на того нельзя смотреть только
как на сосуд из глины. Священник, очевидно,
не знает, что внешняя форма подвижника —
есть духовная форма, полная Божественного
Разума». Этот же брахман спросил раз меня,
почему я выбросил знаки брахманского
достоинства. Я ответил: «Когда буря
божественного экстаза охватила моё сердце
и душу, она сдула с меня все знаки веры и
касты. Если когда-нибудь вы сойдёте с ума
по Богу, вы поймёте меня». И через
некоторое время самого этого брахмана
охватило безумие божественного экстаза.
Он не хотел говорить ничего, кроме
божественного слова «Ом, Ом» или молча
сидел в комнате. Он не мог быть в обществе
людей и не хотел говорить ни с кем. Его
друзья и родственники несколько раз звали
к нему врачей, и он сказал одному из врачей:
«Вы можете лечить мою болезнь, только не
берите от меня моего "Ом"». Раз я пошёл
к нему, когда он был в таком состоянии. Я
спросил его, что его беспокоит — и он
отвечал: «Здесь были сборщики податей, и я
не знаю, что теперь я буду делать с ними.
Они сказали, что возьмут всё моё имущество».
Я ответил ему: «Что вы выиграете, думая
таким образом? Пускай они берут и продают
ваше имущество. Даже, если вас посадят в
тюрьму, это не может принести вам вреда.
Ведь вы же сами говорите, что вы не что иное
как "кха" — бесконечное пространство».
И я несколько раз повторял ему эти его
собственные слова и говорил: «Раз вы —
бесконечное пространство, то какие с вас
можно брать подати?» |
Абсолютная откровенность. |
VI В течение некоторого времени я был абсолютно безответствен и я не соблюдал никаких формальностей, никакого этикета, и я был совершенно бесстрашен. Раз я встретил богатого заминдара и спросил его: «В чём заключается наша высшая обязанность? Не является ли нашей высшей обязанностью достижение Бога?» Он отвечал: «Мы мирские люди, и спасение не для нас. Раз даже Юдхиштхира 5, чистейший и совершеннейший из смертных, должен был в видении увидеть чистилище только потому, что раз на полсекунды он отклонился от абсолютной Истины, то чего же должны ожидать для себя мы? Я не мог перенести этих слов и резко возразил ему говоря: «Что вы за человек, что думаете о видении чистилища? Вы совсем не должны думать об этом, но должны думать о правдивости Юдхиштхиры, о его готовности прощать, о терпении, об его способности отличать реальное от ложного, об отречении от себя, о преданности и любви к Богу». Другой раз я нарочно пошёл к заминдару, имевшему титул раджи, и сказал ему, что не могу называть его раджей, потому что он совсем не раджа. Раз я увидел благочестивого брахмана,
молившегося, перебирая чётки на берегу
Ганги. Я стоял около него и вдруг
почувствовал, что его ум направлен совсем
не на Бога, а на земные вещи, и я сейчас же
пробудил его, ударив по плечу. Другой раз
Расмани, основательница храма, молилась в
храме в то время, как я пел святую песнь моей
Божественной Матери; я заметил, что её ум
направлен на мирские предметы, и я сейчас же
пробудил её так же, как и брахмана. В
изумлении она сложила руки и осталась
передо мной неподвижной. |
Посещение Кешаба Сена. |
VII Кешабчандра Сен был серьёзно болен.
Бхагаван Шри Рамакришна очень хотел его
видеть и раз поехал к нему с некоторыми из
своих учеников. В доме Кешаба его встретили
ученики последнего, провели его в гостиную
и посадили на диван. Комната была
обставлена современной мебелью. Бхагаван
смотрел на неё в течение некоторого времени,
потом его ум обратился на себя самого, и он
перешёл в состояние самадхи. Когда к нему
вернулось чувственное сознание, он сказал
так: |
Тело и Атман. |
— Существуют две вещи: физическое
тело и Атман; тело рождается, и поэтому
должно умереть, но Атман бессмертен. Он
отделён и отличен от тела, подобно ореху в
скорлупе. Но когда орех ещё не созрел,
бывает трудно отделить ядрышко от
скорлупы. То же самое — мирские люди, ещё
не познавшие Бога. Их Атман остаётся
привязанным к телу, но при истинном знании
Атман является как отдельный от тела. |
Совершенное знание приносит постижение Единства. |
В этот момент в комнату вошёл
Кешаб. Он очень похудел, имел вид скелета и
едва мог держаться на ногах. С большим
трудом он дошёл до дивана и сел на пол у ног
Бхагавана Шри Рамакришны. Бхагаван тоже
опустился на пол и сел рядом с ним. Тогда
Кешаб наклонился и, прикоснувшись лбом к
полу, оставался в течение некоторого
времени распростёртым перед Рамакришной.
Рамакришна взял Кешаба за руку и продолжал:
«Пока остаётся знание разнообразия всего,
до тех пор остаётся рабство. Когда
приходит совершенное знание, человек
постигает Единый Дух во всём. В этом
состоянии он видит также что один Единый
становится и индивидуальной душой, и
феноменальным миром со всем разнообразием
его состояний и элементов. Совершенно
верно, что Мировой Дух пребывает везде, но
его проявления различны: в одних местах он
проявляется сильнее, в других слабее и
везде, где есть сильное проявление Духа,
есть также большое проявление
Божественных сил. |
Единство и многообразие. |
Прежде всего вы должны постигнуть
единство, научившись правильно отличать
реальное от ложного по способу
постепенного откидывания того, что
нереально, говоря: "Не это, не это".
Затем, достигнув этого состояния
понимания единства, вы, возвращаясь к
явлениям, увидите, что их разнообразие
вытекает из единства и что то же единство
является целью разнообразия. Различия в
проявлениях Шакти, или сил, создаёт
разнообразие явлений, но, когда поток
духовного сознания вливается в душу, его
вода покрывает всё, и тогда все различия
исчезают. Как во время наводнения лодки
могут плавать по полям, и дорога из одного
места в другое делается прямой по воде, так
и в душе, охваченной духовным сознанием,
всё оказывается соединённым по самым
прямым линиям». |
Значение болезни Кешаба. |
Кешаб слушал с глубоким вниманием;
хотя комната была наполнена народом,
царило абсолютное молчание. Бхагаван,
смотря на Кешаба, спросил:
— Как ваше здоровье? Как вы чувствуете себя? Я вижу что вы больны, но ваша болезнь имеет глубокое значение. В этом теле вы прошли через различные стадии духовного развития, и теперь тело страдает от реакции. Когда поднимаются духовные волны, сознание телесного состояния исчезает. Но в конце концов это всё скажется на теле. Когда большой пароход проходит по Ганге, после его прохода в берег начинают бить волны и, чем больше пароход, тем сильнее будут волны; иногда они смывают даже часть берега. Если слон входит в маленькую хижину, он потрясает её и разламывает на части; точно так же, когда духовный идеал входит в тело, он потрясает его и иногда разбивает — и вы знаете, что случается тогда? То же самое, что бывает при пожаре. Когда в доме начинается пожар, огонь сжигает всё, что может сгореть. Подобным же образом огонь Божественной мудрости сжигает все страсти, гнев и других врагов человека. А в конце концов уничтожает чувство: «я», «мне» и «моё». Тогда тело испытывает страдания и чувствует себя потрясённым и разбитым, и будет момент, когда вы можете думать, что всё уже кончилось, но на деле это не так, и, пока остаются хоть малейшие признаки болезни, вы не будете свободны. Если вы больны и ложитесь в больницу, вас не выпустят оттуда, пока вы не выздоровеете. Кешаб начал улыбаться. Бхагаван продолжал: — Хридай, смотря на моё тело,
часто говорил: «Я никогда не видал такой
духовности при таком состоянии тела». Но
хотя моё тело было слабо, я никогда не
переставал говорить с людьми о Боге. Раз я
помню — я был худ, как скелет, и однако я
целыми часами вёл разговоры на духовные
темы. |
Всё происходит по воле Бога. |
Потом с большой симпатией к Кешабу
Бхагаван сказал:
— Это Его воля. Всё делается по Твоей воле, Господи. Ты делаешь всё, и только человек, заблуждаясь, говорит: «я делаю». Садовник иногда открывает корни розовых кустов, чтобы на них могла упасть роса. Иногда он подрезает некоторые из корней, чтобы цветы были крупнее и, когда вы страдаете, кто знает — может быть вы приготовляетесь к какой-нибудь большой работе. Но я чувствую себя очень несчастным, когда вы больны. Последний раз, когда вы были больны, я плакал по ночам и молился моей Божественной Матери, чтобы вы поправились, и иногда я говорил моей Матери: «Если Кешаб умрёт, с кем я буду говорить о Боге?» — но на этот раз я не чувствую этого. В это время старая мать Кешаба подошла к двери и обратилась к Бхагавану, говоря: — Может Кешаб быть исцелённым от его болезни? Бхагаван отвечал: — Молись моей блаженной Божественной Матери. Она удалит всё страдание и всю опасность. (Обращаясь к Кешабу:) Не проводите так много времени с вашей семьёй и детьми. Их общество будет прикреплять вас к земному. Вы будете чувствовать себя лучше, если вы будете думать о Боге и говорить о Нём. Мать Кешаба сказала: — Благослови моего Кешаба. Рамакришна: — Какую силу я имею благословлять? Бог благословит его. Ты делаешь всё, Божественная Мать, только люди говорят про себя, заблуждаясь: «Я делаю». Я уже говорил раньше о двух случаях, когда Бог улыбается. Это, во-первых, когда братья делят наследство и говорят: «Это моё, а это твоё», и во-вторых, когда доктор приходит к умирающему больному и говорит: «Я сделаю, что он будет жить». В это время у Кешаба начался сильный припадок кашля, и он не мог больше оставаться с Рамакришной. Поэтому он поклонился ему и с большим трудом вышел из комнаты. Здесь же находился старший сын Кешаба. Один из членов общества Брахмо сказал: «Бхагаван. Положи руку ему на голову и благослови его». Рамакришна отвечал: — Мне не дано благословлять никого. Потом он тихо коснулся рукой плеча брахмоиста и сказал ему: — Не могу я сказать никому: «исцелись!» Я никогда не просил у моей Божественной Матери этой силы. Я просто прошу любви и ничего больше. Шри Рамакришна поднялся,
собираясь уйти. Ученики Кешаба
сопровождали его до двери с большим
почтением, и, простясь с ними, Бхагаван
вышел из дома со своими учениками. |
[Главная страница] | [Предисловие] [Введение] [Глава I] [Глава II] [Глава III] [Глава IV] [Глава V] [Глава VI] |
[Глава VII] [Глава VIII] [Глава IX] [Глава X] [Глава XI] [Глава XII] [Глава XIII] [Глава XIV] |
1 Пять священных деревьев, посаженных вместе. Среди таких деревьев обыкновенно сидят, размышляя, пустынники.
2 Матхур Бабу был зять Рани Расмани, основательницы храма в Дакшинешваре. Он признавал божественные силы и сверхчеловеческие свойства души Шри Рамакришны и сделался его преданным учеником.
3 Сита была супругой Рамы, воплотившегося на земле бога и героя Рамаяны. По индусским понятиям она представляет собой идеальный тип женщины.
4 Девендранатх Тагор был индус-миллионер из Калькутты. Он родился в 1818 году; в 1841 году сделался последователем раджи Раммохана Роя, основателя общества Ади Брахмо самадж. В 1844 году он сделался ачарией, или духовным главой, теистической индусской церкви. Под конец своей жизни он ушёл от мира и посвящал своё время исключительно размышлению над духовными вопросами. Индусы смотрят на него, как на махарши (святого человека).
5 Юдхиштхира — герой Махабхараты и индусский император древней Индии.